Тринадцать в лодке, не считая Бобика, Матильды и других, или Путешествие по молочным рекам Чехии


Путешествие в другую страну начинается, как правило, со словаря. Именно знакомясь с языком другого народа, понимаешь, насколько мы близки, а что нас различает. Так вот, если говорить о Чехии, – а именно туда отправилась по  приглашению Чешско-Моравской молочной ассоциации  украинская делегация из 13 профессионалов молочного рынка и маркетинга, – то бросаются в глаза такие парадоксы: скажем, то, что по-чешски звучит как «ужасно», в переводе означает «прекрасно», «черствый» –  значит «свежий», «кислая сметана» – это просто сметана, а вот «сметана» – это наши сливки.

Но оказалось, что главное отличие – в ином: откровением для нас стали чешские инновационные разработки в молочной отрасли, позволяющие производить не только высококачественные «помазанки» (по-нашему, масло с различными вкусами и пониженной жирностью) как для диетического рациона, так и для высокой кухни, не только специальные йогурты с… ликером для мужчин, но и специальное молоко для пожилых, а также молоко для больниц – в системах для питания через зонд. Эх, нашим бы больницам обычного молока вдоволь…
Возможно, не будь современные украинцы так оптимистичны в своем патриотическом устремлении приблизиться к задекларированному Европой вектору жизни – жизни достойной и демократичной, увиденное нами на предприятиях Чехии могло бы вызвать комплекс неполноценности. Но то, что наша страна пережила за этот год, и то, чего мы смогли достичь, позволили нашей делегации хоть и с долей зависти, но вполне объективно примерять к своему рынку  чешские достижения и инновации. И, что немаловажно для последних, –  маркетинговую стратегию и тактику, применяемые для их продвижения.


Здесь самое время рассказать о программе «Качественные европейские молочные продукты», в рамках которой и проходил наш тур по молокозаводам Чехии. Эта очень динамичная и прогрессивная по концепции кампания является важнейшим рекламным проектом ЕС, направленным на внедрение на украинский рынок высококачественных молочных продуктов из Европы. Бюджет пополняется средствами ЕС и самой Чешской Республики, а инициатором и руководителем программы является Чешско-Моравская молочная ассоциация (ЧММА). Последняя была создана в начале 90-х, на самом старте преобразований в чешской экономике. В ее состав (а на сегодня это 40 фирм) входят производства как молочные, так и сопутствующих отраслей, дистрибьюторы, профессиональные школы, консалтинговые и специализированные сервисные компании. Если смотреть по объемам, то члены ассоциации занимают  половину рынка молочных продуктов Чехии. Всем, кого опыт работы этой организации интересует более глубоко, советую зайти на сайт www.cmsm.cz. Скажу лишь, что главными задачами ЧММА являются защита своих членов в отношениях с органами госуправления, представление интересов чешских молочников на мировом рынке (на выставках, в судах, научных институтах и пр.), а также предоставление информации о состоянии промышленности и перспективах.
Кстати, образовательная миссия стала приоритетной во время визита украинской делегации в Чехию. Нашим лоцманом в путешествии по молочным рекам Чехии стал инженер Иржи Копачек – кандидат наук, представитель ЧММА, настоящий профессионал с невероятной харизмой и потрясающей трудоспособностью. В тот момент, когда наша группа, утомленная дневными экскурсиями по молочным заводам и вечерними – по знаменитым заведениям Праги (куда нас любезно приглашали организаторы тура) – отправлялась на заслуженный отдых, пан Копачек садился за компьютер и готовил для нас маршруты следующего дня, новые доклады, информационные справки и прочее. Так что данные всех таблиц (позволяющих почувствовать разницу!), которые мы приводим читателям, любезно предоставлены паном Копачеком.


Из 35 чешских промышленных молочных заводов мы посетили всего три. Но этого оказалось достаточно, чтобы убедиться, что главный принцип здешних производителей – контроль качества и безопасности продукции – выполняется везде по одной четкой схеме. При этом вся система, определяющая процесс, укладывается в простую, но привлекательную формулу: «с поля на стол». Молоко от ряда тщательно отобранных ферм поступает на завод, там, в современных лабораториях, строго проверяется на соответствие кондициям, а затем в закрытых системах, где практически отсутствует возможность контакта продукта с человеком, проходит волшебное превращение молока в здоровые йогурты, сливки для кофе, творожки и прочие позиции ассортимента, о котором стоит рассказать подробнее.


Первой остановкой путешествия по молочным рекам стала Bohusovicka mlekarna a.s. Именно она выпускает (помимо популярных детских йогуртов под задорной маркой Bobik  и сливок для HoReCa под ТМ Kapucin) впечатлившее нас специальное гиперкалорийное (1ml = 2 kcal) молоко NutriSen для людей пожилого возраста и NutrilaC Natural – для энтерального питания (1ml = 1 kcal).  Последнее упаковано в повторно закрывающиеся бутылки различных объемов, а также в литровый мешок, предназначенный для закрепления на штативе для капельниц. Главное преимущество – в натуральности, отсутствии глютена и сбалансированном содержании белков, сахаридов и жиров, позволяющих на 100% обеспечить организм дневной нормой витаминов, минералов и микроэлементов. Это молоко производится в основном под заказ больниц и, на наш взгляд, является уникальным продуктом, незаменимым для лежачих пациентов. Впрочем, судя по отзывам украинских операторов, вывести  NutrilaC Natural и NutriSen на наш рынок будет сложно. Тем не менее, я уверена, что если поставлять его под пакет заказов, которые осуществлять через Интернет, – то вполне возможно. По крайней мере, это более, чем пустая ниша,  это ниша, в которой – абсолютный вакуум. Но при этом направление обладает значительным потенциалом с точки зрения спроса. Ведь рынок энтеральных продуктов в мире ежегодно увеличивается на 15%. И если сегодня под интернет-заказы привозят из Европы вкусные, но скоропортящиеся и вовсе не жизненно необходимые рассольные сыры – моцареллу Буффало и буратту, то почему не снабжать питанием тяжелобольных и пожилых, обеспечив себе при этом вполне рентабельный бизнес?


Но не будем углубляться в причины осторожности отечественных импортеров и ритейла в выборе содержимого «портфеля» – они драматичны и основаны, как говорится, «на реальных событиях». Перейдем к более понятным, но не менее замечательным продуктам второго завода на нашем «млечном пути» – Polabske mlekarny a.s.  В русле его продовольственной программы выпускаются: творог, творожные продукты и десерты, йогурты, мягкие сыры, сливочное масло. Здесь производят уникальные продукты по собственным рецептурам и закрытой технологии (фотографировать на предприятии не разрешено) и ежегодно перерабатывают 49млн литров молока, в т.ч. биомолока, поставляемого экофермами. Неудивительно, что ведущий бренд называется MILKO (творожные продукты и сыры), а символ и главный рекламный герой завода, точнее, героиня – анимационная буренка Matylda, под чьим милым образом выпускается первый биопродукт, разработанный специально для детей и сочетающий биотворог и йогурт. Директор завода пани Драгомира Выбиралова по нашей просьбе назвала из широкого ассортимента три самых выдающихся продукта. Самым полезным она назвала инновационный обезжиренный (0%) «Греческий йогурт» с йогуртовыми культурами и бифидобактериями. Самым технологически сложным оказался TVAROGACEK – детские творожные десерты с различными вкусами, – так как все ингредиенты для него делаются непосредственно на Polabske mlekarny a.s. Эти же десерты были названы и как самые популярные. Если же говорить о вкусах-лидерах, то в первой тройке – ваниль, шоколад, клубника.


Словом, завод создает не просто вкусные, а здоровые и полезные продукты, причем есть даже натуральные десерты, рекомендуемые при диабете. Заинтересованным лицам стоит более подробно ознакомиться с ассортиментом на сайте www.milko.cz.
Третье предприятие круиза по молочным рекам – Chocenska mlekarna s.r.o. производит сливочные йогурты, творог, молочные спреды под собственными марками, а также приват-лейбл для торговых сетей. Но главным продуктом является сливочный крем, или масло-паста, он же – помазанки с различными вкусами. В списке хитов – со вкусами хрена, перца, зеленого лука, грибов.  К слову, о грибах. Меня впечатлило, что здесь не просто избегают готовых ароматизаторов и вкусовых добавок, но даже не идут простым путем, перерабатывая выращенные шампиньоны. Чешские молочники закупают натуральные лесные грибы у надежных поставщиков – фирм, специализирующихся на заготовках даров леса. Поэтому и помазанки получаются вкусные и ароматные. Их используют как домохозяйки, так и шеф-повара ресторанов, причем не только в холодных, но и в горячих блюдах. Для этого удивительного продукта даже были изданы две  кулинарные книги с рецептами супов с помазанками, вторыми блюдами и десертами. Да, я все еще не сказала, в чем же уникальность этих масел. Дело в том, что перед их разработчиками, – а было это 40 лет назад, – ставились две задачи. Первая – пластичность, чтобы масло можно было быстро употреблять, достав из холодильника. А вторая сохранила актуальность до сегодняшнего дня: это масло содержит лишь 33% жира. Правда, нежная консистенция, приобретенная благодаря задаче №1, ценна во все времена – кому приятно, готовя утренний бутерброд, бороться с твердым и строптивым бруском жира? Но снижение уровня жира в натуральном (без малейших добавок растительных жиров!)  и нежном сливочном масле стало, без преувеличения, революцией в кулинарии (напомню, что, согласно традиционным ГОСТам, жирность варьируется от 50 до 82.5%). Как водится, революцию приняли не все: если США восприняли «на ура» и часть стран Европы оформила договора на поставки, то официальные органы ЕС выступили против, аргументируя минимальной нормой (оказавшейся значительно выше), предусмотренной законодательством (хотя, замечу, в Испании и Великобритании производится схожий продукт с 18% жира). Затем последовали годы судов и международных арбитражей, в результате пришлось пройти процедуру переименования: сегодня масло выходит под названием «Традиционное помазанкове». Как вы понимаете, хуже от этого оно не стало. По крайней мере, масло активно рекламируется и не менее живо продается под девизом «Название меняется, качество остается». Интересно, что даже в период массовой рецессии помазанки избежали падения продаж. Сегодня выпускается 900т масел с разными вкусами в год.  Срок их хранения – 40 дней. Возможности у этого налаженного и очень продуктивного во всех смыслах слова предприятия куда более значительные, поэтому чешские молочники готовы поделиться своим премиальным, но массово продаваемым продуктом и со всеми заинтересованными украинцами (www.accom.cz).  


А мы готовы ждать. Ждать, когда в Украине появятся импортируемые из Чехии замечательные молочные продукты. В том числе и питательное молоко для стариков (благо, до глубокой старости, когда – о, ужас! –  начну терять вес, еще есть время). А может, в нашу страну придут, – как это случилось в пивной отрасли, – лицензионные, выпущенные по добротным чешским «калькам» молокопродукты. Но в любом случае, если еще вчера мы говорили «Чехия» – подразумевали «пиво», то во время этого путешествия открыли для себя новую чудесную страну: Чехию, по которой текут молочные реки.

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!