Vinexpo: О-па, Гангнам-стайл!


 

Как бы ни восхищались виноделы Дюссельдорфом
(и мы, отдавая ему должное, готовы это восхищение разделять!), а Бордо остается местом, которое must visit.

Vinexpo, заявляемое как Monde d’opportunites, «Мир возможностей», продолжает привлекать профессионалов планеты, все большая часть которых проистекает сюда из Азии. Каждый нечетный год этот катализатор мировой торговли создает экономический импульс и для региона Бордо, денежный эквивалент которого достигает 80млн евро.
Напомню, впервые выставка прошла в 1981 году, собрав 524 участника из 21 страны и 11тыс. посетителей из 50 стран. С каждым последующим «релизом» мероприятие демонстрировало рост, и вот в 2013 было зафиксировано 2400 экспонентов из 47 стран, а также 48800 посетителей из 148 стран. В этом году за время выставки было презентовано около 30тыс. наименований товаров, откупорено порядка 70тыс. бутылок и использовано порядка 20тыс. бокалов ежедневно. Выставку посетило около 1200 журналистов из 53 стран мира.


В очередной раз проект нашего Издательства «Н» (теперь англоязычный дайджест The best of DRINKS+) был единственным изданием из СНГ, распространявшимся с официальных медиастендов выставки. Опираясь на исследования спроса, могу сказать, что читательскую аудиторию DRINKS+ составили руководители компаний-импортеров, торговых компаний, крупнейших сетей супер- и гипермаркетов со всего мира (в числе которых Auchan, Carrefour, Aldi, Tesco, Marks & Spencer, Safeway, Wegman’s, etc), представители авиакомпаний, круизных лайнеров, дьюти-фри, отельных и ресторанных сетей (включая знаменитые французские Mandarin Oriental, Alain Ducasse groups, Gordon Ramsay's restaurant; Waldorf Hotel из Великобритании; Four Seasons из Милана; Venetian Palazzo из Лас-Вегаса; Oriental House из Тайваня; The Raffles из Сингапура; Shangri La Prince Hotel из Гонконга; ITC Hotels из Индии), ритейлеры и представители растущей категории электронной коммерции (Wine-street.com, JJ Buckley, Wine.com, The Wine Hub и Vinconnect из США; Philipson Wine из Дании; Venteprivee.com, Millesima, Chateauonline и C Discount из Франции). Медиастенды с нашими журналами посетили также члены Международной Ассоциации сомелье, включая ее президента Шиниа Тасаки, а также Паоло Бассо, Жерара Бассе, Филиппа Фаур-Брака и Сержа Дюбса – лучших сомелье 2013, 2010, 1992 и 1989гг. соответственно.
Порядка 40% участников выставки прибыли во Францию из других стран. Отдельно замечу: Китай сейчас находится на шестом месте в десятке стран-лидеров, производящих напитки на виноградной основе. С результатом в 135млн 9-литровых кейсов в 2011 году Поднебесная пропускает перед собой Францию, Италию, Испанию, США и Аргентину. В этом году впервые с продукцией провинции Сычуань можно было ознакомиться на стенде региона с 18-ю участниками во время Vinexpo. Также с дебютом на мировую арену в Бордо вышли экспозиции производителей Мексики, Турции и Японии.


Экспрессивным было присутствие Италии – второй страны в мире по производству и третьей по потреблению вина.
В свою очередь Франция, ежегодно реализующая 523млн 12-бутылочных кейсов, расположилась на 65% территории выставки (общая площадь которой составила 95тыс. кв. м), чтобы продемонстрировать продукцию 17 винодельческих регионов от Прованса до Луары. Наибольшее пространство при этом принадлежало 57 аппелласьонам Бордо, второй по величине стала экспозиция Бургундии.  
Еще один растущий тренд: 12% территории выставки было отведено под презентацию крепкого алкоголя, демонстрирующую всю палитру мирового искусства – коньяк, водку, ром, виски, джин, арманьяк, саке, кашасу, граппу и текилу. В этом году в числе экспонентов оказалась и группа компаний «Баядера» из Украины, ставшая, пожалуй, не просто лидером на отечественном рынке, но и флагманом нашей страны на зарубежной арене.
Мировой рынок вина, участники которого в 17 раз собрались в павильонах выставки, в 2011 году достиг воодушевляющих 420млрд американских долларов. Вооружившись новыми надеждами и бутылками со своими индивидуальными посланиями миру, экспоненты со всего света прибыли на Vinexpo, где, словно через увеличительное стекло, заметны бренды и тренды и где от Мексики до Южной Африки рукой подать. Новые страны и молодые поколения потребителей, их свежие вкусовые пристрастия и привычки вселяют оптимистические ожидания и вдохновляют производителей всего мира по-новому трубить о своих продуктах. Кричащие цвета в оформлении стендов, головокружительные экспозиции, креативно оформленные стенды, порой напоминающие произведения современного искусства, пестрые этикетки с изображениями животных или популярных актеров и все более и более гламурные упаковки – все это логичные последствия наметившихся потребительских тенденций. Обращаю внимание наших виноделов: похоже, выжимать максимум из рынка удается тем, кто фокусируется на молодой и женской аудиториях, создавая легкие напитки с понятными международной публике названиями и дизайном.


В этом году в тренде фруктово-ароматические напитки на винной основе: грейпфрутовые розовые, маракуйевые и персиковые белые, вишневые и со вкусом колы красные вина покоряют пространство на полках магазинов за счет успеха у первооткрывателей, которым понятны прямолинейные ароматы и сладкий вкус. Никогда еще легкие чистые розовые вина не были так популярны: около 9,2% от общего объема потребления вина и перспективы роста до 7,58% к концу периода 2011-2016г.г. Вот почему Юго-Западная Франция так активно перенимает винодельческие приемы у своих юго-восточных коллег.
Как еще один результат – мода на большие форматы: магнумы, даблмагнумы и другие большие бутылки с розовым вином все чаще попадают на стол к французским потребителям и демонстрируют крепнущий экспортный потенциал. И вина, и крепкий алкоголь становятся все более и более connected: QR-коды на этикетках создают растущий обмен дегустационными заметками и эногастрономическим опытом в Интернете – в социальных сетях, блогах и на сайтах.


Выставка Vinexpo в сотрудничестве с The International Wine and Spirit Research, IWSR огласили данные исследования, в котором оценивалось 28 стран-производителей и 114 рынков вина и крепкого алкоголя. Согласно этим данным, мировое потребление тихих легких вин с содержанием алкоголя менее чем 15%, а также легких игристых вин выросло на 2,8% за период между 2007 и 2011 годами, достигнув отметки 2.679млрд 9-литровых кейсов к концу этого периода, что эквивалентно 32млрд бутылок. Исследователи прогнозируют рост данной категории и называют цифры 2.873млрд 9-литровых кейсов к концу периода 2012- 2016гг.
В 2011 году потребление игристых вин составляло 7,7% от всего объема потребляемых в мире вин. Между 2007 и 2011 годами оно выросло на 4,17%, в то время как рост тихих вин за данный период составил лишь 2,72%. Ожидается продолжение роста потребления игристых на 8,52% между 2012 и 2016 годами.
Красные вина – это по-прежнему наиболее популярная категория, их доля потребления составляет 54,7% от всего объема тихих вин, выпитых в 2011 году.  Каждая четвертая выпитая бутылка вина в мире, сообщает IWSR,  является импортной. В 2011 году 27% от всеобщего объема потребления тихих легких вин составили импортные позиции. Ожидается, что к 2016 рост данной категории составит 794млн кейсов, что на 8% больше, нежели в 2012 году. (Что, на мой взгляд, дает дополнительный шанс нашим виноделам: цифры свидетельствуют о крепнущем любопытстве потребителя – он, как говорил мой любимый киногерой, любит выпить, и этим нужно воспользоваться!).
Стремительно выросло потребление вин стоимостью более $10 за бутылку. Продажи этой категории составили 213.56млн 9-литровых кейсов в 2011 году, что равнозначно доле в 8,6% от всех тихих легких вин, выпитых в мире. При этом рост по сравнению с 2007 годом составил 12,59%, в основном на рынках Китая, США и Канады.


Азиатско-тихоокеанский регион потребляет наибольшую часть крепкого алкоголя в мире. В 2011 году, согласно IWSR, этот сегмент здесь вырос до 61,5% мирового объема. Такой результат достигнут вследствие существенного роста в промежутке между 2007 и 2011 годами, составившего 74,31%. Однако эксперты предвидят падение данной категории в ближайшие пять лет на 13,63%.
В то время как продажи рома и бренди продолжают расти, потребление водки во всем мире падает. Между 2007 и 2011 годами мировое потребление водки упало на 4,93%, составив в 2011 году 491.68млн кейсов. Впрочем, есть надежды, что данная категория должна вырасти на 1,56% между 2012 и 2016 годами. За аналогичный период потребление бренди, не считая коньяка и арманьяка, повысилось на 23,24%, а рома – на 22,32%. Потребление коньяка и арманьяка остается относительно стабильным, упав всего на 0,92% в период с 2007 по 2011 годы. Тем не менее, прогнозы готовят рынок к росту данной категории на 12,22% между 2012 и 2016 годами.
Китай, США, Россия и Австралия выпили в 2011 году на 129млн 9-литровых кейсов вина больше, чем в 2007, что обеспечило рост рынка в 1.55млрд бутылок. В 2011 году лидером по потреблению вина стали США. Австралия, вытеснив из списка Румынию, замкнула десятку наиболее пьющих стран. (Возможно, в исследовании речь идет о Молдове, которую часто путают с соседней Румынией. – Прим.ред.). Эксперты считают, что наибольшая динамика роста рынка по валовому объему потребления в ближайшие годы – с 2012 по 2016 – будет отмечаться в Китае (+39%), России (+17,5%), Канаде (+14,5%) и США (+12% ).


В 2010 году Китай стал пятым по величине потребителем вина в мире. Неудивительно, что число гостей из Азии на Vinexpo также выросло, достигнув порядка 3200 баеров из Китая, Гонконга, Индии, Тайваня, Южной Кореи и Таиланда. Наибольшее количество прибыло из Китая и Гонконга. Между тем, на 18% возросло и число гостей из Японии по сравнению с 2011 годом. Также немало посетителей приехали из Кореи. Большое количество гостей выставки представляли следующие страны: Северная Америка (США и Канада), Великобритания, Бельгия, Германия, Голландия, Россия, Швейцария. Однако наиболее неожиданной на Vinexpo была делегация из Нигерии.
Азиатское влияние на мировой рынок очевидно. О том, что Азия является одним из наиболее обещающих рынков в мире, говорит и успех дочерней выставки Vinexpo Asia Pacific, проходящей каждый четный год в Гонконге. С ежегодным приростом посещаемости на 25% она стала наиболее важным винным событием в Азии. Впервые мероприятие прошло в 1998 году, и уже на пятый раз, в 2012-м побило рекорд по количеству участвовавших в шоу азиатских баеров. Следующий выставочный период Vinexpo Asia Pacific назначен на 27-29 мая 2014г.
Что касается Бордо, то в программу Vinexpo-2013 вошло около ста мероприятий, включая дегустации, конференции и дискуссии, во время которых своими знаниями с общественностью делились такие знаменитости, как Master of Wine и азиатский винный критик Дженни Чо Ли, известный итальянский энолог Барбара Тамбурини, эксперт по изучению спроса на алкогольные напитки из Nielsen group (США) Денни Брагер. Организованный в 2011 году Синдикат профессиональных кавистов (Syndicat des Cavistes Proffessionnels, SCP) выбрал Vinexpo в качестве площадки для первой официальной встречи с вошедшими в объединение представителями винного ритейла Франции.
Особый интерес у представителей нашего издания вызвала эксклюзивная дегустация турецких вин, проведенная британским Master of Wine и винным критиком Тимом Аткиным. Оказывается, 78% турецких вин ежегодно получают признание на международных профессиональных конкурсах.
Репортаж с данной дегустации можно будет найти в одном из ближайших номеров D+. Также в рамках выставки наши журналисты открыли для себя винную Гасконь, побывали на ужине у Филиппины Ротшильд, а также провели незабываемый вечер в Сент-Эмильоне в хозяйстве Antoine Moueix по приглашению компании AdVini. Очень скоро все эти события будут освещены на страницах нашего журнала. А пока – оревуар, Vinexpo, и до новых встреч!

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!